Горнолыжный спорт становится все более популярным. Сотни новичков в поисках новых впечатлений делают заказ микроавтобусов и вереницами едут к склонам. И на месте самым первостепенным вопросом для них становится поиск хорошего инструктора, который сможет грамотно и доступно объяснить элементарные правила. Горнолыжник, как и любой другой человек, воспринимает окружающий мир с помощью глаз, ушей и телесных ощущений, то есть трех «сигнальных» систем: визуальной, аудиальной и кинестетической. У каждого человека развиты они по-разному.
Если клиент – визуал, то объяснение основной стойки следует начинать с фразы «Представьте, что у вас в руках тачка с разноцветными шарами». Чаще необходимо употреблять фразы: «выглядит так, как будто…», «это похоже на…» Также важно помнить, что для клиента-визуала просто необходима демонстрация техники катания.
Для клиентов-аудиалов важна звуковая информация. Объяснения нужно пересыпать выражениями типа: «послушайте меня», «послушайте лыжи», «послушайте снег». Так ученик-аудиал скорее вас поймет.
Кинестетикам нужны ощущения тела в любом проявлении. Именно они любят больше всех двигаться. Кинестетик непоседлив, любит подвижные игры, ощущение скорости. Если вам попался такой человек, то просите почувствовать лыжи, ритм движений, давление ступни на ботинок и т.д.
При занятиях с группой старайтесь обращаться и к слуху, и к зрению, и к ощущениям горнолыжников. Поэтому давайте задания, которые смогут задействовать все «сигнальные» системы человека: «услышьте разницу в звуке резаного скольжения и проскальзывания лыжи вбок»; «представьте, что вы едите, как Коля Веселовский»; попросите проехать с закрытыми глазами, чтобы лучше почувствовать лыжи.
При обучении надо помнить, что просьба приятнее приказа. Выражение «Ты должен делать…» лучше изменить на «Попробуй сделать так». Это не вызовет в ученике чувства внутреннего сопротивления. Пусть клиент занимается горными лыжами, а не борьбой с самим собой, с раздражением.
В начале занятий не надо перегружать речь незнакомыми для новичков терминами и определениями. Пусть сначала научатся ставить лыжи в положение плуга, а потом узнают, что за технический элемент они уже освоили.
Клиентам приятно, когда инструктор предоставляет им свободу выбора склона, скорости, упражнения. Учеба проходит легче, непринужденнее. Конечно, предлагать для выбора стоит только склоны, соответствующие уровню подготовки ученика. Главное, чтобы он сам определялся с одним из нескольких предложенных вариантов.
Выполнение этих нехитрых правил поможет влюбить большее количество людей в Его Величество Горнолыжный спорт. Тогда аренда микроавтобусов к склонам будет заказана на недели вперед, новички станут любителями, затем профессионалами. И может, некоторые из них станут инструкторами и вспомнят о том, как они делали первые шаги на лыжах, какими словами напутствовал их инструктор.