Думаю, вы, как и я, всегда мечтали о том, чтобы ваши лыжи можно было использовать всегда! Не, ну в самом деле, куда это годится? – только выпал свежий, мягкий снег – нужны одни лыжи; полежал снег, заледенел, стал жестким – нужны другие лыжи. Я уже молчу о внетрассовом катании в крутых узких кулуарах или, например, о скоростном карвинге на широких склонах. Ведь лыж не накупишься! – а в условиях кризиса экономия выходит на первый план.
Но почему так? Неужели при нынешнем уровне развития высоких технологий производители лыж не могут создать «универсальную» лыжу, подходящую на все случаи жизни?
Производители стараются, конечно же. Пытаются совместить стабильность на скорости и легкую управляемость – два в одном, так сказать. И что-то такое, более-менее, универсальное, у них уже начинает получаться. Конечно, на этих лыжах с твердой леденистой трассы или могульного «бугрятника» в глубокую мягкую целину слишком торопиться не имеет смысла, однако поведение лыжи на краях ее рабочего диапазона уже вполне на уровне.
Конструкторская мысль сейчас стремится улучшить поведение лыж в данных конкретных условиях, приблизить его к оптимальному. Как известно, стабильность и управляемость лыжи обеспечивается установкой креплений в расчетном месте – это место являет собой точно рассчитанное идеальное положение середины подошвы ботинка (изредка — носка ботинка). А что произойдет, если крепление сместить немного вперед или назад от идеального положения? Произойдет вот что – реакция лыж заметно изменится.
Так, при смещении места крепления назад:
— стабильность ведения лыжи на высокой скорости увеличивается;
— реакция лыжи на мелкие неровности склона смягчается;
— при катании на целине лыжи «всплывают» на несколько меньшей скорости;
В целом поведение лыж со смещенным назад ботинком становится более спокойным, более других могут оценить эти преимущества любители скоростного карвинга.
При смещении места крепления лыж вперед наблюдаются следующие изменения:
— повышается управляемость, но снижается общая стабильность. Но при приземлении после прыжка – стабильность лыжи увеличивается! – это происходит за счет увеличения длины пяточной части лыжи;
— лыжа становится более склонной к коротким поворотам.
Такие лыжи приятно будет использовать женщинам и любителям невысоких полетов.
Если учесть эти нюансы, то все мы уже имеем возможность приблизить свои лыжи к универсальным, всего лишь изменив положение места установки лыжных креплений. Ранее этой возможностью пользовались «рукастые» лыжники – ведь просверлить 16 отверстий в лыжах не каждый сможет, да и не захочет. Снимать каждый раз крепления и прикручивать их на новое место – тоже, знаете ли... Все равно что каждый раз менять резину на колесах автомобиля при съезде с шоссе на проселочную дорогу.
Однако сейчас производители лыж озаботились этой проблемой, и начали шевелиться в этом направлении. На рынке стали появляться модели креплений с предусмотренными различными вариантами смещения положения креплений вперед и назад относительно «идеального» положения. Например, модель Atomic Variozone имеет линейку креплений от трех до пяти различных положений. и Fischer RailFlex. Модели Fischer и Tyrolia серий RailFlex — имеют три положения, всего крепления перемещаются в диапазоне 15 мм.
Эксперименты с этими моделями креплений показали новые особенности поведения лыж.
Эксперименты проводились опытными лыжниками различного уровня. Разницу уже при втором-третьем спуске ощутили не только лыжники, которые катаются, используя в основном повороты с дозированным проскальзыванием, но и те, кто любит использовать резаное ведение лыж «по-любительски»: за счет формы бокового выреза лыжи, в минимальных пределах влияя на радиус дуги в процессе поворота.
Так, при сдвиге креплений вперед к носку лыжи для ведения дуги поворота с контролируемым проскальзыванием приходится прикладывать несколько больше усилий по контролю лыжи, чем в том случае, если крепления установлены на «идеальном» месте. Кроме того, лыжа гораздо менее охотно входит в резаную дугу поворота и при малейшей возможности срывается с нее.
Поэтому, если вы испытываете некоторые трудности с резаным ведением лыж, можете попробовать сдвинуть крепления к пятке лыжи примерно на 15 мм — именно такой сдвиг по результатам испытаний обеспечивает заметную разницу в поведении лыжи.
спасибо за инфу — поеду скоро в болгарию — воспользуюсь
Клевые ботики :-)