В эпоху высоких технологий многие ботинки можно подогнать под форму стопы. Всё больше лыжников успешно пользуются этим. Подгонка горнолыжных ботинок не будет составлять для Вас проблему после прочтения этого материала.
Конечно, даже самые лучшие дорогие ботинки не смогут обеспечить нормальный контроль за лыжами, если нога скользит туда-сюда ! Глубоко садясь на задники, нагрузка сверху должна приходиться на среднюю часть подъёма, чтобы не нужно было напрягать голеностопные мышцы и при этом «хвататься за ботинок пальцами» , а икры ног не должны заметно отклоняться назад по вертикали. Наклоняясь вперед, пятка должна подниматься. Основно критерий подгонки ботинок — это удобство!
Лыжникам, которые привыкли совершать активные вертикальные движения, а также к резким перекантовкам и контролю дуги при помощи загрузки лыж, необходимы высокие, а главное жёсткие в продольном направлении ботинки. Именно здесь нужно, чтобы возвращающее усилие постепенно возрастало с увеличением сгиба голеностопного сустава, а у ноги была опора. Почти у всех недорогих моделей есть больший или меньший угол практически свободного сгибания, а потом голенище упирается в край калоши впереди и распрямляющее усилие резко усиливается, затем нижняя часть изменяется, расширяется область шарнира и после этого есть возможность открытия застёжек. Это значит, что вы превысили пределы потенциалов ботинка. Часто для того, чтобы вернуться в нормальную стойку, нужно затратить немало усилий. Экспертные и боевые модели обычно сразу дают ноге опору, а после ослабления нагрузки возвращают голень пружинистым движением в первоначальное положение. Голень может стремительно перейти от одной резкой закантовки к другой на универсальных лыжах только в подобных ботинках.
Для карвинга более важным условием является хорошая передача поперечных усилий на лыжу и удобство ноги при больших углах закантовки. Нога в этих ботинках как правило больше наклоняется вперёд. Такая обувь обычно мягче и ниже слаломной, но и здесь важны упругость и плавность продольного сгибания. Опыт многих лыжников наталкивает на важность подгонки стельки в области свода стопы. Наилучшим будет: выбрать жёсткие стельки. Не стоить менять ботинки, в которых вы себя комфортно чувствуете, но время от времени пробуйте и новые модели.
Жёсткие досочные боты на лыжах
Карвы обеспечивают лыжнику устойчивость и мобильность лыж, а также ускорение глубоких резких поворотов на доске. Конечно, интересующиеся модой любители скольжения выбирают лыжи новой геометрии. Естественно, жалко прощаться со своими жёсткими досочными ботинками. Их можно использовать для карвинга на коротких блейдах: крепления как раз под них. С нормальными креплениями – по-другому. Производители не дают гарантий нормальной работы креплений под досочным ботинком. В прокате вы скорее всего просто не получите лыжи с обычными креплениями на досочные ботинки!
Изначально для рантов подошвы допустима нестандартная толщина. Но даже если высота в норме, проблемы все равно имеются. Сильно подрезанная пятка прижимается к платформе не там где положено. В итоге ботинок еле двигается в заднике креплений, а это грозит винтовыми перегрузками ноги даже при обычной работе головки. Не нужно забывать про свою безопасность!
По опыту видно, что коротким приталенным лыжам нужна гораздо меньшая затяжка креплений, чем классике нормальной длины. Помните об этом, если вы ограничены в расходах, используйте досочные ботинки. Непременно убедитесь, что крепления работают и при винтовых нагрузках. Посмотрите, не имеется ли поперечного люфта. Короткие лыжи для глубоких резаных поворотов особо чувствительны к продольной центровке, а подрезанная пятка и не «лыжный» угол атаки досочных ботинок могут ее нарушить.
Если, освоив основы в раскладушке, вы чувствуете, что нога болтается, попытайтесь использовать все возможности подгонки обуви. Даже обычные модели имеет очень действенную подтяжку подъёма, три положения стельки и вставки в заднем спойлере для поджима ахиллова сухожилия, регулировку охвата широкой части стопы,. Эти настройки позволяют укрепить подъём и пятку, а значит обеспечивают поддержку передне-заднего равновесия. Более спортивные версии располагают ещё несколькими вставками в стельке и в передней и задней частях голенища, а также имеют особые регулировки жесткости и угла наклона вперёд и «нормальный» кантинг.
С 95х ботинки с задним входом начали терять популярность даже на нашем рынке. Закончилась мода на них, и цены понизились. Такие ботинки не дают четко контролировать лыжи, не рассчитаны на большие нагрузки и не очень комфортны для глубокого карвинга. А вот для спокойного скольжения многим они вполне подходят.
Единственной застёжкой надо обеспечить свободу в голени, затягивать её нет смысла ,так как часто возникают неприятные ощущения.
Несколько лет на рынке лыж есть Nordica серии Syntech. Он обладает «средним входом», есть модель с тремя застёжками (60) или четырёхзастёжечная с корректировкой подъёма (75). Этот достаточно удобный валенок смотрится довольно нестандартно, особенно интересна цветовая гамма. Если ботинок выбрать по размеру, то он снабдит вас необходимым для спокойного катания контролем лыж. Но приобретать их младшим школьникам не стоит – они жестковаты.
Последние несколько сезонов обычные классические ботинки для женщин и детей можно приобрести от $80.
Мужские размеры в такую цену подыскать сложнее.
Пригнанная мягкая классика обеспечивает хороший контроль лыж при спокойной, чистой технике. Некоторые имеют ступени “ходьба/лыжи”. — эффект будет не очень заметным, зато В некоторых конструкция практически не отличатся от классического ботинка, если это просто убирающийся задний упор угла атаки . Но если это подлинный «средний вход» — переобуваться и передвигаться очень комфортно. Естественно это отражается на цене.
Современная комфортная классика дает возможность легко переобуваться.
В недорогих моделях без кантинга спокойнее. Выставляется один раз и навсегда. Для классики кантинг имеет более важное значение, чем для карвинга.
Регулировка продольной жёсткости – единственная настройка, которую нужно менять в течение катания. Она отлично действует на «пружинных» ботинках. Без пружины регулировка жёсткости – непростая техническая задача . В некоторых моделях она решена отлично, и можно настроить жёсткость не снимая перчаток, а в некоторых она совершенно неэффективна.
Для тех, кто предпочитает экстрим, нужна более точная связь с лыжами. Боевые варианты, четко пригнанные по ноге, могут снабдить вас отличной связью. Но при этом с удобством возникают проблемы. Эта обувь специализирована для другого! Наилучшее решение — смягчённые модификации и верхние экспертные ботинки с термопластом. Но нужно не забывать, что соответствие размера и формы стопы как правило важнее всех остальных критериев.
Надежный инструмент настройки обычного ботинка — застёжки . Только не надо зажимать ногу до упора, когда поднимаетесь или просто стоите.
Первую нужно застёгнуть вместе со второй, хотя именно ее нога обычно не ощущает. Необходимо просто определить слабину и немного натянуть скорлупу впереди. Это поможет правильней распределить нагрузку в передней части ботинка. Вторая же — самая важная. С ее помощью поджимается подъём и охватывает низ голеностопа. Лучше, если она сдвинута на подъём и размещена по диагонали. Третья и четвертая предпочитают раздолье в голени. Не нужно затягивать их при спокойном скольжении.
Часто после некоторого прошедшего времени появляется чувство излишней свободы в области подъёма и плавания пятки при наклоне вперёд. Затяжка клипс не всегда эффективна. Если регулировки подъёма пятки нет, её обязательно нужно сделать.
В новых ботинках, соответствующих стопе, стелька может оказаться очень действенным методом подгонки. Обратите на это внимание! Но многие спортсмены не приклеивают стельки, потому что во многой литературе не рекомендуется поднимать пятку выше, чем на 5-8 мм, хотя в сегодняшней технике это не столь важно. Или потому что производителю видней, как правильно. А они в это время экономят (правильно — два размера в одной калоше). Они делают бугор под сводом «стандартным», и где-то треть лыжников не могут нормально находиться в этом ботинке и полчаса, а если делать поменьше, то количество недовольных резко упадет, но и немногим будет комфортно, поэтому почти все стельки — плоскостопные. Термопласт — это отлично, но и он подстраивается под ногу в разумных пределах. Так что поднимайте хоть на 20 мм, если вам удобно! Также есть мнения, что слишком много возни с этим. Но подумайте, ведь это всего один раз. Прибавочный клин склейте из плотного картона и вложите под сапожок. Там пусть и находится, вставлению и выниманию внутренника он не препятствует. Его возможно в принципе на лето не доставать, а только высушить, а сохнет он быстро. Один слой нужно сделать во всю длину колодки для фиксации , а каждый последующий — короче. Под свод положите ещё несколько
Обычно клеят толстую по всей длине стельку, а далее понемногу подрезают там, где давит. Эта усердная работа помогает сформировать персональное местоположение для каждой стопы, учитывая все нюансы. За счет жесткости ложа повышается связь ноги с ботинком, а типичная стелька внутренника обеспечивает удобство.
В некоторых моделях лыж есть регулировка формы супинатора. Конечно, здорово настроить стельку под себя. Но ботинок обычно узковат и через несколько дней стопы начинают болеть. В таком случае надо приподнять ногу клином, это поможет
Можно вставить прокладки сверху и сзади от пятки для дополнительной фиксации... Это оченьдейственно, но можно легко натереть ахиллово сухожилие. Непросто зафиксировать дополнительные прокладки так, чтобы можно было вытаскивать внутренник. Может помочь картон, но его нужно поправлять заново при каждом обувании.
Намного хуже, если не хватает места. Наиболее частые проблемы появляются в области сустава, особенно попадает выступающим суставам. Попытайтесь вставить на1-2 часа макет этого места и растянуть немного ботинки. К сожалению это обычно приходится делать все время.
В особых случаях необходимо прибегнуть к хирургическому вмешательству, но сначала проконсультируйтесь со специалистом. Может, все еще не так плохо)). Или вы неправильно подобрали ботинок.