«Не важно, какие палки, важно, чтоб не проваливались при уколе» — вот самое главное заблуждение среди многих горнолыжников, которые выбирают горнолыжные палки. Внимание заострено на креплениях, ботинках и конечно лыжах. Возможно лыжные палки и не играют главную роль в снаряжении, но в безопасности занимают далеко не последнее место, а какое удовольствие когда под рукой надежный помощник, на которого можно всегда опереться. У каждого свое мнение на самом деле, кому как больше нравиться.
«Я не успевал с уколом в каждом повороте. И падение, которое со мной случилось — все это из-за палок» — это одно из двух высказываний, которое я услышал от опытнейшего лыжника, не так давно, он был вынужден кататься не с привычными ему дорогими и качественными палками, а со средними по качеству и цене.
«Это для мастеров, а нам и так сойдет» — это возражение большей части не профессиональных лыжников, поэтому процитирую второе высказывание. Его я услышал от женщины, которая каталась средне, но после своих опять же таки средних палок и по цене и по качеству, взяла в прокате совсем уж простые и недорогие и покаталась с ними. Мнение было таковым: «с этими дубинами невозможно кататься. Я и не задумывалась, что от качества палок так может зависть комфортность езды».
Меняя снаряжение на более дорогое, надежность и комфортность мы воспринимаем, так как будто, так и должно было быть, к удобству и всем остальным плюсам мы очень быстро привыкаем, не успевая даже почувствовать, на сколько легче теперь кататься. Теперь можно и подумать чем же отличаются обычные палки от средних, а те свою очередь от хороших.
Первое отличие конечно масса. Из-за применения более современных технологий и материалов (цена, конечно, тоже меняется) обычная палка имеет значительно больший вес, при меньшей прочности, нежели хорошая палка. При изготовлении современных палок применяются существенно более легкие композитные материалы наряду с традиционными легкими сплавами используемыми повсеместно. Момент инерции палки заметно снижен, за счет распределение массы по длине. Больше всего заметно это у тех палок, у которых верхняя часть трубчатая, а нижняя – сделана из углепластика. К концу дня, благодаря этой особенности, чувствуешь себя действительно отдохнувшим, а не уставшим из-за тяжести в руках, укол наноситься быстро и точно, в отличие от обычной палки, кататься удобней и лучше.
Материал и форма рукоятки, вот вторая немаловажная черта, отличающая хорошую палку от обычной палки. Современная рукоятка, в отличие от рукоятки обычных палок из пластика с широкой опорой для руки, похожие на эфес шпаги, которые были раньше, благодаря использованию мягких материалов со специальной формы выступами, плотно прилегает к перчатке, давая в тоже время возможность высвободиться, если будет в этом необходимость. Более эргономичное положение, обхватывая рукоятку палки, автоматически принимает кисть руки. Мягким каучукоподобным пластиком покрыта жесткая основа, из этих двух различных видов пластмасс часто делают рукоятки, они помогают самой скользкой перчатки не проскальзывать.
Особого внимания темляку обычно не уделяется. Производитель же работает над каждым элементом очень серьезно.
При сильно рывке, когда лыжник продолжит движение, а палка за что-то зацепилась, все мы привыкли к тому что, темляк сам отстегнется в случае необходимости. Swix — компания, предлагающая в новом сезоне упругий зажим, а не темляк, обхватывающий запястье сверху. Турбодисковый захват, который появился сейчас, позволяет при помощи поворота колесика на рукоятке, регулировать размер темляка, а специальная система Trigger (Leki), фактически объединяет палку и перчатку в единое целое, аналогичная система в цепочке ботинок – лыжа — крепления. И если Вы падаете, такой зажим пружинит и рука высвобождается.
Прочность – вот одна из наиболее важных отличительных черт палок, которые производят сейчас. Для выявления единого принципа определения прочности палок пока нет, по этой причине на данный момент все производители применяют свой методики, из них наиболее часто встречающиеся в каталогах, такие как усилие реакции, усилие на разрыв, усилие на прогиб и прочность стержня, чем больше – тем прочнее. Наиболее высокие показатели у палок для соревнований, конечно же.
При катании на жестком склоне, особенно важен тот момент, что бы была амортизация ударов, неизбежных при опоре на палку, особенно при катании на жестком склоне, чтобы руки не уставали. Встроенные в рукоятку пружинные системы, один из редко встречающихся способов борьбы с этим. Наиболее часто используется помимо применения современных материалов для изготовления стержня и рукоятки – специальная форма, так называемый двухколенный изгиб или изгиб для опережающего укола.
Самый «мелкий» элемент в конструкции — наконечник. Разнообразие форм и материалов, эксперименты с углами заточки — все это делается для того, чтобы палка не проскользнула на жестком леденистом склоне в выверенный до сотых долей секунды момент нанесения укола. Создается впечатление, что наконечнику палки конструктора уделяют внимание ничуть не меньшее, чем канту лыжи.
Самые разнообразные формы и материалы встречаются у одного из самых маленьких элементов в конструкции – наконечника. Конструкторы придумывают все для того что бы палка ни проскальзывала на жестком леденистом склоне (экспериментируя с углами заточки), в момент нанесения укола. Этой неотъемлемой составляющей палки конструкторы уделяют особое внимание.
Кольца – о них тоже не следует забывать. Их модернизация в основном произошла благодаря смене материалов используемых для их производства, срок службы кольца палки теперь практически равен сроку службы самой палки, без сложных поисков замены и разрывов в не лучший момент. Так же некоторые производители дорогих моделей, таких как Leki, например, прилагают в комплекте два набора колец, для разнообразных типов поверхности снега.
Фирмы производители значительно упростили наш с вами выбор лыж, ботинок, креплений и палок. Теперь их производят в единой цветовой гамме, что поможет выбрать нужный комплект, той целевой аудитории на которую он рассчитан. Так что выбор прост – цвет!!!